Роднове́рие (Родоверие, Родолюбие, Родобожие) — религиозное движение, возрождающее дохристианские обряды и верования. Родноверы признают священными знания древних славян, соблюдают реконструированые языческие обряды дохристианских времён, и некоторые проходят обряд посвящения, в результате которого получают новое языческое имя.[1] Это отличает родноверов от исследователей, занимающихся восстановлением первоначальных славянских ценностей (П. М. Золин, В. А. Чудинов, А. А. Тюняев), и писателей, называющих в своих книгах христианство опасным «чужебесием» (В. А. Истархов). История развития родноверия в РФ
Первые религиозные неоязыческие общины появились в конце 1980-х годов, но они не имели официального статуса и теперь невозможно составить ясного представления о фактическом их масштабе. Так пикник с участием 19 человек, состоявшийся 25 июня 1994 года близ д. Угрюмово, на реке Воре, на границе Калужской и Смоленской областей, преподносится в историографии ССО как первый «за несколько сотен лет в России» праздник Купала.[2]
Первым официально зарегистрированным неоязыческим религиозным объединением стала Московская славянская языческая община (МСЯО); дату регистрации МСЯО минюстом РФ — 14 февраля 1994 года — можно считать датой официального признания родноверия властями РФ.[3] Эта община существовала неофициально ещё в конце 1980-х годов и тогда по своему составу московская языческая община совпадала с Клубом славяно-горицкой борьбы и почти полностью со «Всемирным антисионистским и антимасонским фронтом „Память“». Лидерами общины были Александр Белов (Селидор), руководитель Клуба славяно-горицкой борьбы, и Валерий Емельянов (Велемир), председатель ВАСАМФ «Память». В 1989 году эта община провела, возможно, первое в РФ открытое языческое «богослужение», которое прошло в окрестностях Горьковской железной дороги и состояло из поклонения богу солнца — Хоросу, показательных боев ратоборцев из клуба Славяно-горицкой борьбы и церемонии «анти-крещения» неофитов. В 1990 году Белов исключил Емельянова из общины и вышел из ВАСАМФ «Память».[4] Вскоре после регистрации МСЯО, в 1995 году, Белов выходит из состава соучредителей МСЯО, а руководителем общины становится Сергей Игнатов (Млад), который подвергает пересмотру собранные ранее материалы по культуре, обычаям и верованиям, уделяя большее внимание «восстановлению» обрядов и праздников.[5]
Среди лидеров родноверов начала 1990-х годов следует также упомянуть В. Н. Безверхого (Остромысла), основавшего ещё в 1986 году в Ленинграде тайное «Общество волхвов», и известного диссидента А. А. Добровольского (Доброслава), удалившегося в деревню Весенёво (Кировская область) и ведшего оттуда большую «просветительскую» работу.[6]
Юридический статус МСЯО инициировал процесс объединения общин, в частности осенью 1995 года Калужская славянская община, оставаясь на деле независимой, стала филиалом МСЯО. В 1996 году Вадим Казаков, лидер Калужской славянской общины, от имени МСЯО установил международные связи с Украиной (РУН-вера), Польшей (ZRW), Чехией (Общество чешско-лужицкой дружбы) и выдвинул идею создания единой родноверческой организации. 19 июля 1997 года (праздник Перуна) в Калуге прошёл учредительный съезд Союза славянских общин родной веры (ССО), главой которого был единогласно избран В. Казаков.[7] В конце 1990-х годов ССО насчитывал несколько десятков общин из разных городов.
В ноябре 1998 года МСЯО выходит из состава ССО «в связи с расхождением во мнених с Казаковым В.», обозначив раскол в ССО.[8] В 2002 году ряд общин, в том числе и МСЯО, опубликовали «Битцевское Обращение», направленное против шовинизма в родноверии. Его итогом стало создание Круга языческой традиции (КЯТ), объединившего московско-подмосковные общины
* «Круг Бера» (Велемудр — Алексей Наговицын, Огнеяр — Константин Бегтин, Иггельд — Дмитрий Гаврилов),
* «Коляда Вятичей» (Велимир — Николай Сперанский, Мезгирь — Алексей Потапов),
* Восточно-славянский центр культурного единства «Купала» (Всеслав — Григорий Якутовский),
* Московская Славянская Языческая община (волхв Млад — Сергей Игнатов),
* Содружество Природной Веры «Славия» (Лютобор — Дионис Георгис),
а также некоторые другие, в том числе из ближнего и дальнего Зарубежья (Украина, Дания, Норвегия).[9] В середине 2000-х годов КЯТ насчитывал около 500 активных участников.[10]
23-24 апреля 2004 года в Калуге прошёл «Первый Международный Съезд Славянских Общин», организованный ССО, в нём приняли участие 90 делегатов — в основном из России, но также из Украины и Белоруссии — в общей сложности из 27 регионов. В «Персональном приглашении», которое получил каждый делегат, специально оговаривалось:
« Организаторы считают, что на предстоящем Съезде нежелательны:
* члены Круга Языческой Традиции (КЯТ) как еврейской организации воинствующих интернационалистов;
* инглинги (члены секты Церкви православных староверов-инглингов Патера Дия — о. Александра — А. Хиневича), как представители организации, дискредитирующей возрождающееся Славянское Движение;
* а также болтуны, демагоги, провокаторы, христиане и сумасшедшие.
Нежелательных на Съезде лиц будет удалять Служба безопасности.[11]
»
Последнее предупреждение не стало простой угрозой: «Одной участнице, призвавшей сносить христианские кладбища, был отключён микрофон… Приехавшему без приглашения „министру Перуна“ из Астрахани также пришлось убраться восвояси».[12] Делегаты съезда «пришли к выводу, что в настоящее время на нашей земле осуществляется целенаправленный и планомерный геноцид наших (славянских) народов» и одобрили вступление ССО в русское освободительное движение «Национально-державный путь России» (НДПР).[13]
[править] История развития родноверия на Украине
Параллельно и независимо процесс возникновения родноверческих общин шел на Украине.[14]
Неоязычество представлено на Украине несколькими движениями, среди которых
* РУН-вера — это одна из форм неоязычества, основателем которой стал Л. Силенко. Он реформировал политеистическую дохристианскую веру древних славян в монотеистическую систему, в которой единственный бог Дажбог выступает сознанием мира и вечной энергией. Основные положения РУН-веры изложены в книгах «Мага Вера» и «Поучение. Песни. Молитвы».[15]
* «Родная вера» была основана в 1934 г. В.Шаяном. В своей книге «Вера Предков Наших» он предлагал возвратиться к этнической религии, которой, по его мнению, были дохристианские верования и, частично, двоеверие.[15]
* «Ладовера» идейно оформлена в публикация Ю.Шилова и О.Шокала. В ее основе лежит концепция украинского мира как духовной и геоэтнической целостности. Организационно ладоверы не объединены.[15]
* «Собор родной веры» возник в 1994 г. в Винницкой области. Последователи Собора считают своими идейными руководителями В.Шаяна, М.Шкавритко, Л.Силенко, С.Кокряцкого. По мнению членов Собора, работы этих религиозных деятелей в целом образовывают целостное учение, распространить которое призван Собор.[15]
* «Великий огонь»
* Орантийцы
Эти движения объединяет намерение возродить дохристианские верования украинцев, некоторые из них поддерживают пантеистическое мировоззрение, другие исповедуют монотеизм. Для неоязычников характерна ориентация на возрождение всего «чисто» украинского, лишённого, по их мнению, наслоений других культур.[15] Из неоязыческих культов сравнительно наибольшее значение имеют «РУН-вера» и «Родная вера». РУН-вера — наиболее многочисленная из организаций неоязычников на Украине (47 зарегистрированных общин). Общее количество других неоязыческих общин вне РУН-веры на 1 января 2007 года — 62.[16]
Помимо России и Украины, известно существование родноверческих общин также в Беларуси, Болгарии, Польше и Сербии.[17]
[править] Источники славянского язычества
Живые традиции славянского язычества были практически прерваны вследствие принятия христианства, в связи с чем современные реконструкторы для их «воссоздания» обращаются к фольклорно-этнографическим, археологическим, летописным, сравнительно-религиоведческим и другим методам.
Корни «возрождения славянского язычества» лежат ещё в дореволюционном прошлом России — в творчестве А. К. Толстого, К. Данилова, Н. А. Римского-Корсакова, В. Васнецова, К. Рериха, И. Билибина и др., в исследованиях народных обрядов, ремёсел, фольклора — деятельности славянофилов, из которых особенно важны:
* Афанасьев А. Поэтическія воззренія славянъ на природу. Тома 1—3. М., 1865—1869 гг.;
* Срезневский И. И. Словарь Древнерусского Языка (в 6-ти томах), М., 1989;
* Гальковскій Н. М. Борьба христіанства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913.;
* Аничковъ Е. В. Язычество и Древняя Русь. Спб., 1914.;
* Зеленинъ Д. К. Очерки русской мифологіи. Петроградъ. 1916.
В 1960—1980-е годы массовыми тиражами вышли качественные русские переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями. Недостаток письменных первоисточников об исконной славянской культуре реконструкторы стремились компенсировать повышенным интересом к античной и ведической традициям, Эддам. Переиздаётся Полное собрание русских летописей. Как следствие, с конца 1980-х годов в городах, в основном в среде инженерно-технической интеллигенции, наблюдается интерес к дохристианской традиции.
В конце 1980-х появляются монографии ряда советских ученых (Рыбаков Б. А., Кузьмин А. Г.), в которых реконструируются верования древних славян. Значение этих работ для родноверия столь велико, что были случаи справления московскими язычниками тризны по умершим учёным.
Появление в начале 1990-х годов русского фэнтези — направления фантастики (например, роман М. Семёновой «Волкодав») способствовал популяризации неоязычества.[18]
Тем не менее, скудость материала подталкивает родноверов источникам:
* «Велесова книга», ставшая популярной после её издания в 1992 году А. Асовым (Бус Кресень, Коломенская языческая община)[19]
* «Mater Verborum», фрагменты которой систематизировали Д. Гаврилов и А. Наговицын (Иггельд и Велимудр, община «Круг Бера»)[20]
* Сочинения Маша и др. немецких авторов второй половины 18 века, писавших о древних славянских городах (см. Ретра), разнообразные исследования по славянским рунам.
* Славяно-Арийские Веды, признаваемые только Древнерусской Инглиистской Церковью Православных Староверов-Инглингов
Учение родноверов
Современная копия Збручского идола
Верования и обряды разных групп родноверов весьма различны, общим является пантеон славянских богов, почерпнутый из академических исследований славянской религии и в особенности монографий Б. А. Рыбакова, равно как и стремление возродить верования древних предков и преклонение перед их мудростью.
Родноверы, близкие к Кругу языческой традиции, не имеют единого мнения по ряду основных догматических вопросов, но видят в этом силу современного язычества. Их мнения по основным вопросам современного язычества собраны в «Изведнике русского язычества» (2003 г.)[21]
Родноверы «Изведника» сочетают пантеизм и традиционализм Генона. Они согласны в главном:
« Язычник — носитель языческого мировоззрения или природной веры — это тот, кто ощущает себя частью Природы, живёт в ладу, гармонии с Природой. Ему не надо владеть частью — он сам часть и обладает всем целым. Он признаёт Землю живым организмом, что равносильно признанию её Божественного начала. (Благумил, «Крина») »
Язычники — традиционалисты, они полагают, что в старые времена человечество знало, как жить в гармонии с природой. При этом «славяне должны славить именно своих предков. Исполнять их завет. Возрождать их веру. Любить нашу Землю и Родину». Язычники верят в «разумные Мировые Силы», именуют их Богами.
[править] Пантеон
Родноверы «Изведника» чтят Единого Бога, полагая, что «остальные боги есть лишь его имена, ноумены, воплощения, ипостаси». Но «это — не бог в строгом политеистическом понятии, а понятие, подобное Космосу античных философов». Он — «не хозяин вселенной, а сам и есть вселенная». Большинство родноверов называют этого единого бога Родом, другие Сварогом, третьи — матушкой при-Родой, четвёртые — Триединосущим Великим Триглавом, который «может являть себя как Правь-Навь-Явь; Сварог-Чернобог-Белобог; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дуб-Дид-Сноп».
При этом Д. Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера») берёт в союзники Гельмольда:
« У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, — они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они (другие боги), повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.[22] »
Следует добавить, что концепция Бога, единого в трёх лицах, в точности соответствует «Велесовой книге», и не соответствует общепринятому мнению о политеистическом характере верований древних славян.
Вопрос о строении славянского пантеона, родственных связях богов не находит понимания:
« Много разных споров было, о наших богах, между нами. Новичок задаёт вопрос, про то, к кому обратится за советом в той или иной ситуации, к Перуну, Ладе, Макоши, или к Роду? Его товарищ объясняет, что если учёный вопрос — то к Велесу, если семейный — то к Ладе. Ну а те, кто изначально были или давно пришли в язычество, понимают, что это условность. (Родослав, МСЯО) »
Того же мнения представители украинской Родной Православной Веры, которые почитают Единого Бога Рода, как источник всего сущего и несущего, Род проявляется своими нисхождениями в лице Богов и Богинь. Те же, в свою очередь, являются проявлениями трёх состояний вселенной (Рода) — творения, созидания и разрушения. Именно поэтому главное религиозное учение Родной Православной Веры называется учением о Триглаве, что выражает триединство Прави, Яви и Нави.[23]
[править] Представления о загробном мире
Рассказы родноверов «Изведника» о загробном мире всегда упоминают Ирий (рай) и Навь. Наиболее развернутую версию дает Д. А. Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера»):
« Одни души уходят в навь к Велесу, где этот Бог готовит их к новому рождению, где жизненная сила перестраивается им для выполнения новых свершений в будущем согласно замыслу Рода. Если Велес ведает, что никакая перестройка не поможет, то в ипостаси Чернобога он прекращает бытие этой сущности полностью.
Другие души, более не нуждающиеся в преобразовании, направляются в правь, светлый Ирий, к вышним богам, на некий иной космический уровень, где участвуют в неведомых нам вселенских процессах, перестав быть тем, чем были прежде.
»
Отметим, что триада Явь, Правь и Навь весьма важна для родноверия, взята она из «Велесовой книги», но трактуется далее Д. Гавриловым без ссылки на «Велесову книгу», но в рамках философии Гегеля как тезис, синтез и антитезис. При этом Д.Гаврилов опирается на примеры других триад в Традиции индоевропейцев - индо-иранцев, эллинов, германцев и кельтов.
[править] Обряды и праздники
Обрядная деятельность родноверов многогранна как и сам круг обрядов. Обряды внешние — праздные, с привлечением большого количества народа (купальские празднования, проводимые содружеством общин «Велесов Круг» под Малоярославцем собирают до тысячи человек), и обряды внутренние, которые проводят либо лично сами родноверы, либо их малые группы. Напр., первый съезд Круга языческой традиции завершился ритуальным действием на природе: родноверы жгли огни, били в бубны и приносили требы богам, присутствие которых символизировали идолы, а также «причащались» хмельным напитком из круговой чарки.[24]
По мнению «Изведника» практически все языческие объединения России празднуют четыре солярных праздника:
* Коляда (зимнее солнцестояние),
* Комоедица (Масленица — весеннее равноденствие),
* Купала (летнее солнцестояние),
* Таусень (Руень — осеннее равноденствие).
Между ними есть промежуточные великие праздники, посвященные богам славян:
* Перунов день в конце июля или начале августа,
* Макоши день — в конце октября или начале ноября,
* Велесовы дни празднуются 2, 6 января, 17 февраля.
Отмечается день поминовения предков, который приходится на 30 апреля-1 мая и называется Красной Горкой. Язычники отмечают в году не менее пяти таких дней, именуя их Дедами: Вешние Деды, Трояцкие Деды, Дмитровские Деды, Рождественские Деды и т.д.
[править] Календарь
Большинство родноверов использует григорианский календарь. В русском языке названия месяцев восходят к латинским, однако, в некоторых славянских языках названия месяцев имеют славянские корни:[25]
Месяц Месяцеслов Доброслава Лужицкий язык Украинский язык Чешский язык Белорусский язык Хорватский язык Польский язык
Январь Просинец Wulki rožk Січень Leden Студзень Sječanj Styczeń
Февраль Лютень Maly rožk Лютий Únor Люты Veljača Luty
Март Березень Naletnik Березень Březen Сакавік Ožujak Marzec
Апрель Цветень Jutrownik Квітень Duben Красавік Travanj Kwiecień
Май Травень Rožownik Травень Květen Травень Svibanj Maj
Июнь Кресень Smažnik Червень Červen Чэрвень Lipanj Czerwiec
Июль Липень Pražnik Липень Červenec Ліпень Srpanj Lipiec
Август Зарев Žnjenc Серпень Srpen Жнівень Kolovoz Sierpień
Сентябрь Руен Požnjenc Вересень Září Верасень Rujan Wrzesień
Октябрь Листопад Winowc Жовтень Říjen Кастрычнік Listopad Październik
Ноябрь Грудень Nazymnik Листопад Listopad Лістапад Studeni Listopad
Декабрь Студень Hodownik Грудень Prosinec Снежань Prosinac Grudzień
Полагая, что эти названия сохраняют древние названия месяцев, родноверы именуют месяцы «по-славянски», следуя, например, реконструкции А. А. Добровольского (Доброслава).[26] Существует несколько вариантов выбора календарного отсчёта. Наиболее распространённая — это 2409 год до н. э., то есть от легендарного основания Словенска Великого,[27] реже — от исхода славян из Арконы.
Наиболее радикально славянский календарь реконструировали инглинги, на самом деле не имеющие никакого отношения к родноверию и не признаваемые за единоверцев ни одним крупным родноверческим объединением, но полагающие, что календарь перенят древними римлянами от более древних славян и лат. calendarium восходит к славянскому «Каляды дар».
[править] Символика
Каждая община имеет свою символику. У русских родноверов наиболее употребляемым символами являются восьмилучевая или шестилучевая свастика, символизирующия восходящее солнце. Восьмилучевой Коловрат (колядник) используется, например, на эмблеме ССО, вместе со сдвоенной "славянской" руной «Сила».
[править] Славянская ведическая культура сегодня
Некоторые родноверы полагают, что ведическая традиция сохранилась по всей территории проживания белых людей. В зависимости от места, обстоятельств и климатической зоны, в местных традициях есть некоторые отличия в календаре, обрядовости, символах, в степени почитания тех или иных Богов, но в главном почти все традиции совпадают.
Главное — это осознание Единого и Многопроявленного Бога, создателя всего сущего и несущего, своего единства с ним и со всем нас окружающим миром. Сейчас наиболее известными являются следующие организации, объединенные «сохранившимися традициями»:
[править] На Украине
* «Родовое Огнище Родной Православной Веры», конфессия основана в 2003 году, зарегистрирована в 2004 году, возглавляет верховный волхв Владимир Куровский, центр в с. Раштивцы Тернопольской области.[28]
* «Руське Православнее Коло», основано в 2007 году, возглавляет верховный волхв Световит Пашник, центр в г. Запорожье.[29]
* «Собор Родной Украинской Веры», основан в 1994 году, конфессия зарегистрирована в 2000 году, руководитель Орий (Олег) Безверхий, центр в г. Винница.
* «Объединение Родноверов Украины», религиозный центр зарегистрирован в 2001 году, возглавляется волхвиней Зареславой (Галиной) Лозко.
* «Великий огонь», основал и возглавляет Геннадий Николаевич Боценюк (князь Огин), центры в Киеве и Житомире.[30]
* РУНВера («Родная Украинская Национальная Вера»), эта религиозная конфессия является монотеистической и не считает себя родноверческой, сейчас имеет три основных направления, с центрами в Киеве, Львове и Хмельницком, основатель Лев Силенко (1921—2008).
* Так же есть течения «Трипольское Братство» (основано в 1985 году), «Ягновера» (основано В. Рубаном в конце 1980-х годов), «Ладовера» (идейные проводники Ю. Шилов и О. Шокало), есть очень много других общин и групп не входящих в родноверческие объединения и действующих самостоятельно.
[править] В России
* «Велесов круг», руководитель волхв Велеслав (Илья Черкасов), г. Москва;[31]
* «Круг Языческой Традиции»;[32]
* «Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры», руководитель Вадим Казаков, центр г. Москва, г. Калуга;[33]
* «Схорон еж Словен», возглавляет волхв Владимир Богумил Второй Голяк (Владимир Голяков) , центр г. Санкт Петербург.
Эти 4 объединения преодолели в августе 2008 года противоречия и начали сближение, создав так называемый консультационный Совет Четырёх объединений.
Есть и другие общины и яркие индивидуальности, также несущие «глубинные корни духовных традиций наших предков, Арийской ведической культуры», например волхв Доброслав (Добровольский Алексей Александрович).[34]
В родноверии, «Принцип здравомыслия» имеет в себе три критерия познания истины:
1. Мнение по данному вопросу компетентного человека. Такого человека всегда можно найти по любому вопросу.
2. Опыт в данном вопросе предков славян, как они поступали в подобных ситуациях. Для инглингов таким опытом предков являются Веды.
3. Личный опыт
Только если все три критерия совпадают, то значит предлагаемое решение правильное. Если хоть один из пунктов противоречит другим, то нужно сомневаться и перепроверять пока все три не совпадут. Каждый разумный человек пользуется всеми тремя основами познания истины. Те же люди, которые обращаются к двум или только к одному из них, могут легко допустить ошибку. Например, когда человек опирается только на свой личный опыт, только на свое мнение, то он пользуется не принципом здравомыслия, а самомнением, что очень часто приводит к ошибкам.
По мнению родноверов, необходимо применять в жизни здравомыслие, а не самомнение, и тогда все решения, выбор пути, будут правильными.
[править] Критика язычества Русской православной церковью
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение язычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности».[35] В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный Синод Русской Православной Церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского Патриархата.[36] В этом открытом письме говорилось о "недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности». В последующем заявлении Службы коммуникации ОВЦС МП знак равенства, поставленный между терроризмом и неоязычеством, объяснялся якобы неверной интерпретацией слов патриарха журналистами, при этом в заявлении подчёркивалось, что РПЦ оценивает язычество как «угрозу для духовного состояния человека, для его временной и вечной жизни», и считает, что язычество «изжило себя много веков назад».
Взято с - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5